Евразийский Культурный Альянс
Республика Казахстан, Алматы
ул. Нурмакова, 79

По всем вопросам обращайтесь vladislavsludskiy@gmail.com
 
27 Октября, 2017 – 25 Января, 2018
СОН АРУАХА
Персональная выставка Молдакула Нарымбетова
Национальный Музей Республики Казахстан, Астана
27 Октября, 2017 – 25 Января, 2018
СОН АРУАХА
Персональная выставка Молдакула Нарымбетова
Национальный Музей Республики Казахстан, Астана
Кураторы: Владислав Слудский, Роза Абенова, Арт-группа Кызыл Трактор
"Мың өліп, мың тірілген"
Жұбан Молдағалиев
Трудно предвосхитить жизнь. Знать свое время, понимать свой народ, любить место, в котором живешь. Путь художника всегда не прост, но именно художник, как никто другой, умеет нащупать эссенцию жизни со всеми ее радостями и разочарованиями. Будучи очень чутким человеком Молдакул Нарымбетов оставил нам библиотеку эмоций, знаний и свой уникальный художественный язык, которому и посвящена эта выставка. За почти 40 лет карьеры он прошел путь от учителя черчения в средней школе до одного из самых значимых художников Центрально-Азиатского региона. Ему удалось побороть в себе соц. реализм, и войти в число тех единичных художников, которые сумели сбежать от своего поколения и традиционного культурного груза тех лет. У него получилось создать то, что социологи называют культурной идентичностью.

Нарымбетов помог своему зрителю понять Казахстан, медитативное молчание его степей, наше номадическое прошлое и его роль в современном мире. Художник прекрасно знал историю искусства, и в его полотнах мы можем разглядеть влияние многих хрестоматийных живописцев. Яркие контрастные краски, превращающие любой аул в сказочное сновидение автора, можно отыскать в работах позднего Поля Гогена, когда тот переехал на Таити. Существует почти невидимая, но прочная связь Молдакула с американским живописцем Эдвардом Хоппером, с которым его объединяет тяга к размышлению, изоляции и одиночеству. С отцом немецкого contemporary art Йозефом Бойзом Нарымбетова роднит маниакальная увлеченность шаманскими ритуалами, обрядами очищения через контекст искусства, инициации, а также использование в своих работах органических материалов, таких как войлок и камни. Причем если Бойз этот язык адаптировал и не без усилий переложил на контекст европейского искусства середины XX века, то Нарымбетов работает с материями, которые сопровождают его по факту рождения. Его родство с доисламскими бақсы на генетическом уровне связало его с тенгрианством: "знать природу", говорить на ее языке являлось для него не продолжением, но началом акта творения.

Выросший из и вместе с Шымкенской школой пространственно-структурной композиции, основанной Виталием Симаковым, художник старался скорее вбирать в себя прошлое, нежели противопоставлять себя ему. Трансавангард стал для него попыткой новой искренности и возможностью чувственного соединение с Матиссом, Ван Гогом, реже с сюрреалистами и абстракционистами, а также с казахстанскими художниками-шестидесятниками: Салахитдином Айтбаевым, Бахтияром Табиевым, Шаймарданом Сариевым.

Обладая минимальным количеством ресурсов Молдакул Нарымбетов не только писал замечательные картины, но и создавал массивные скульптуры буквально из мусора - отработанных резиновых покрышек, которые ему отдавали СТО, расположенные рядом с его студией в Каменском плато в Алматы. Художник мастерски справлялся с таким неподатливым материалом, как резина, и смог найти способ сделать эти грузные объекты пластичными, дышащими, живыми - как если бы они были сделаны из органических материалов. Вероятно, это умение приходит к нему из 90х годов, когда он являлся лидером трансавангардной арт-группы «Кызыл Трактор», - это имя стало нарицательным в художественных кругах Казахстана. Совместно с Виталием Симаковым, Саидом Атабековым, Смаилом Баялиевым и Арыстанбеком Шалбаевым, Молдакул на протяжении 10-ти лет участвовали в различных художественных практиках, в которых часто использовались ими же изготовленные музыкальные инструменты, шерсть, дерево, вода. Не до конца осознавая важность своих произведений в то время, художники первыми в регионе создали новое пространство для культурного диалога - перфоманс. Они жгли адыраспан на своих выставках, катали шаманское колесо по Праге и стучали в барабаны в музее им. Кастеева.

Таким образом арт-группа создала среду, в которой архаические традиционные практики легко осмыслялись бы в новом глобальном контексте, а это как раз то, чем, среди прочего и занимается актуальное искусство. Китайский художник Ай Вейвей прекрасно сказал, что традиция - это отправная точка и, защищая ее чрезмерно, человек лишает ее продолжения. Нарымбетов это хорошо знал и систематически наделял старые смыслы новым телом, что в конце концов привело к чистому, пластичному и утилитарному языку, на котором способен разговаривать каждый – и арт-специалист, и обычный человек, казалось бы не подготовленный к прочтению замысловатых художественных подтекстов. Сложное высказывание, обличенное в простоту и честность, является серьезной величиной в искусстве, не многие художники смогли это преодолеть. Молдакул Нарымбетов смог.

Одним из последних и самых важных произведений художника является «Жук Скарабей», который, как Сизиф, катит свой большой шар по пыльной дороге. В это круговороте бесконечности отражается и сам художник, и все мы, и экзистенциализм XX века с его вопросами к судьбе и жизни. Ироничное, но жизнеутверждающее отношение к тому пути, который, несмотря ни на что, каждый из нас должен продолжать, а желательно еще и найти в этом высшие смыслы. Тот же Гоген написал однажды полотно «Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?» - и из этого вопроса, как ни странно, очевидно, что искусство существует, как раз чтобы помочь нам осознать свое место в этом мире. Не будет преувеличением сказать, что Молдакул Нарыбметов помог найти это место не только своим ближайшим друзьям и окружавшим его людям, но заодно и нескольким поколениям, которые имеют счастья видеть его работы. Он создал целый культурный пласт сегодняшнего Казахстана – дав своему зрителю неоспоримо важные вещи: индивидуальную свободу видеть, чувствовать и осознавать.
Moldakul Narymbetov
Moldakul Narymbetov
Moldakul Narymbetov
Moldakul Narymbetov
Moldakul Narymbetov
ARUAQTYN TÜSI
ARUAQTYN TÜSI
ARUAQTYN TÜSI
Installation Shot
ARUAQTYN TÜSI
Moldakul Narymbetov