Евразийский Культурный Альянс
Республика Казахстан, Алматы
ул. Нурмакова, 79

По всем вопросам обращайтесь vladislavsludskiy@gmail.com
 
3-30 Сентября, 2016
Симбиоз. Пространство и процесс
Арт-исследовательский проект
Главный ботанический сад, Алматы
3-30 Сентября, 2016
Симбиоз. Пространство и процесс
Арт-исследовательский проект
Главный ботанический сад, Алматы
В рамках ARTBAT FEST 7
Куратор: Яна Малиновская
Художники:
Александра Калачева при участии Алмаза Турысбекова, Алексея Шиндина, Алтынай Сатанова, Анвара Мусрепова, Асхата Ахмедьярова, Бахыт Бубикановой, Далиды Алиевой, Дарьи Спиваковой, Елены и Виктора Воробьевы, Катя Никонорова, Зои Романовой, Россия Кристоф Дюк (Франция), Наталья Цветкова (Россия), Наталья Лисовая (Украина), Молдакул Нарымбетов, Мария Сыртланова (Россия) при участии Эльдара Хасанова, Оливье Лулум (Франция), Сауле Дуссенбина, Сауле Сулейменова, Светлана Плотникова при участии Сергея Ледяева, Творческая группа 705, Тимур Актаев, Фатима Омир, WELAR
Яна Малиновская
куратор (Россия)
Все живое в мире находится в отношениях, которые можно охарактеризовать как полезные для двух и более партнеров — симбиоз, либо полезные для одного партнера — паразитизм, или антагонистический симбиоз. Примером симбиоза может служить любой многоклеточный организм. Две основные причины, почему независимые частицы, клетки, индивиды объединяются — наиболее эффективное использование ресурсов и защита.

На Земле борьба за выживание всегда уравновешена взаимопомощью и сотрудничеством. В период торжественного шествия дарвиновской теории, вышедшей за рамки биологических процессов, этот момент был проигнорирован. Идея борьбы за существование как фактора эволюции оправдывала капиталистический принцип конкуренции и оказалась привлекательной для новых социологических теорий. Социал-дарвинисты провозгласили: «Выживает сильнейший», Томас Гоббс счел естественным состояние общества до государства: «Все воюют против всех». Согласно Гоббсу, без политической власти человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой».
Природа человека в свете такого прочтения теории происхождения видов представлялась крайне индивидуализированной, эгоистичной и враждебной по отношению к себе подобным и к другим биологическим видам — «человек человеку — волк». Крайняя степень социального разделения и атомизации, по мнению Ханны Аренд, одно из условий возникновения тоталитарных движений. Круг замкнулся — человечество борется за выживание в условиях жестокой конкуренции и изоляции друг от друга, скатываясь в тоталитарные режимы, которые в свою очередь воспроизводят системы изоляции, как условие своего существования.

Восстанавливая историческую справедливость, стоит отметить, что и сам Дарвин указывал на ошибку узкого трактования биологической конкуренции, и основатели симбиотики в один голос утверждали, что именно взаимопомощь является более значимым явлением в эволюции. По мнению Карла Кесслера, помимо закона взаимной борьбы, в природе существует закон взаимной помощи, который «для успешности борьбы за жизнь, и для прогрессивной эволюции видов играет более важную роль, чем закон взаимной борьбы».
В ответ на публикацию Томаса Гексли «О борьбе за существование в человеческом обществе», где важнейшим двигателем социальной эволюции определялось соперничество, Петр Кропоткин напечатал исследование «Взаимная помощь как фактор эволюции». Несмотря на критику дарвиновской теории, появление теории коэволюции и заявлений современных эволюционистов и микробиологов о том, что без последовательных симбиозов на клеточном уровне, эволюция не смогла бы начаться, представление о победе сильнейшего и необходимости борьбы непоколебимо до сих пор. Поэтому радикальные для своего времени социалистические идеи биолога и анархиста Петра Кропоткина, актуальны и сегодня.

Как писал Кропоткин, природа общественной связи это — естественная, биологическая потребность во взаимопомощи:
«… мы столько наслышались о «суровой, безжалостной борьбе за жизнь», которая якобы ведется каждым животным против всех остальных и каждым цивилизованным человеком против всех его сограждан, — подобные утверждения сделались своего рода догматом, религией образованного общества, — что необходимо противопоставить им обширный ряд фактов, рисующих жизнь животных и людей с совершенно другой стороны. Необходимо показать преобладающую роль, которую играют общительные привычки в жизни природы и в прогрессивной эволюции, как животных видов, так равно и человеческих существ. Общественность является таким же законом природы, как и взаимная борьба».
Кропоткин не отрицал существования конкуренции между представителями одного вида, не отрицал «выживания наиболее приспособленных», не отрицал важности личного, индивидуального самоутверждения. Но он считал, что «наиболее приспособленными» являются те индивиды и сообщества, которые сотрудничают между собой.

Сотрудничество – симбиоз — не синоним гармонии или слияния. Это уважительное взаимодействие противоположностей, нуждающихся друг в друге. Симбиоз становится возможен благодаря признанию «священной» промежуточной зоны между парами противоположностей, между крайностями оппозиций. В этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличимую неясную природу. Такая неопределенная область заключает в себе многообразие смыслов и значений.

Рождаясь из взаимодействия двух различий, являясь при этом самостоятельным процессом и пространством, симбиоз содержит в себе громадный потенциал возможностей. Можно только представить себе какие творческие силы высвобождает взаимодействие оппозиций: прошлого и будущего, локального и глобального, человека и природы, человека и техники, различных культур, направлений в искусстве, искусства и науки и так далее.

Территория Ботанического сада — пространства, находящегося в длительных симбиотических отношениях с городом, вдохновила нас на изучение этого процесса. Это площадка, где разнообразные формы симбиоза проявлены как в биологическом, так и в социальном аспектах.
Научная лаборатория в центре города, осознаваемая жителями как место развлечения, технически не готова организовать свое пространство с развлекательной точки зрения и находится в поиске вариантов сотрудничества. Роль сада как места для проведения фотосессий свадеб и пикников продиктована этим поиском, но пока не слишком эффективна — затраты на уборку мусора превышают размер прибыли от потока посетителей. При этом интерес к Ботаническому саду как к научной площадке у города низок, вследствие специфики научной деятельности: селекция — процесс длительный и внешне малоэффектный.

В такой ситуации использование территории сада для художественно-исследовательского проекта может стать началом нового сотрудничества — современного искусства и науки. Мы намеренно не стали сужать темы нашего исследования, а скорее обозначили интересующие нас маршруты: симбиоз территорий — сада и города; симбиоз культур; симбиоз человека и природы; симбиоз как противодействие атомизации; симбиоз — как выбор отношений.

Мы выбираем формат исследовательской лаборатории и возвращаемся в исходную точку возникновения эволюционных теорий для того, чтобы показать ценность симбиоза, его значение для эволюции.

Представляя зрителям результаты наших исследований, мы создаем еще один симбиоз — произведение искусства, художник, зритель, место включаются во взаимодействие, образуя пространство коллективного со-осознания. Поэтому мы рассматриваем наш проект как содействие совместной эволюции видов.