Персональная выставка Куаныша Базаргалиева собрала работы последних лет, объединенных размышлениями о Казахстане, и - ни много ни мало - его месте в мировом сообществе. Конечно, художник весьма далек от той прямолинейной жажды признания страны, которыми характеризуются государственные проекты. В отличие от простодушного государственного дизайна, использующего принципы механического нанесения «национального» декора на объекты дорогостоящих олимпиад и универсиад, ЭКСПО и пышных международных форумов, он размышляет о структурных взаимодействиях в процессах налаживания паритетных отношений с миром.
В самом раннем по времени цикле – «Когда все люди были казахские» (2013), художник изучает природу адаптации европейской живописной формы неевропейской художественной системой и культурной средой. Как человек, обладающий незаурядным чувством юмора и твердой художнической позицией - что позволило выжить в сложных условиях казахстанского постмодернизма - он сделал цикл-обманку, своего рода историю мировой живописи на казахский лад. Собственно, живописью в этом цикле могут быть названы только мазки на принтах, очерчивающие эпикантус Наполеона или кимешеки на головах крестьянок Малевича. Апроприированный таким образом мировой шедевр оформляется рамой-обманкой, ее живописной имитацией. Грандиозный цикл – перевертыш констатирует тиражность культурных процессов, экспансию глобализма, сетевого культурного менеджмента, производства выставок и искусства, принадлежащих всем и никому.
Еще более сложную структуру художник использует в, на первый взгляд, простых композициях «Кошкармюйизмов» (2016). Цикл из 9 работ представляет собой изображения разнообразных культурных, религиозных и политических символов, наложенных на самый характерный элемент казахского орнамента, наложенный, в свою очередь, на фон, семантически связанный со знаком мировой цивилизации. В основе композиций лежит позитивно-негативный принцип казахского орнамента, в котором примерное равенство фона и узора часто характеризуется как симметрия противоположностей. Наложение символа иной цивилизации удваивает этот эффект и каждый раз создает новую, достаточно напряженную, структуру. Доминирование кошкар мюйиза за счет повтора в каждой из 9 композиций – знак Казахстана, на территории которого, как на известном полигоне, испытывались самые различные идеологии, влияния и эксперименты.
Кошкар мюйиз как знак Казахстана также является базовым структурным элементом в серии «Когда все флаги были казахские» (2015-2016). Это тоже своего рода перевертыш, транслирующий идею открытия страны миру и мира – стране. Художнику важно, чтобы о Казахстане знали, но не менее важна и обратная связь, включающая не только понятия географические, но и политические, исторические, культурные и идеологические. Так, он считает уместным поместить орнамент и на радужном флаге.