Евразийский Культурный Альянс
Республика Казахстан, Алматы
ул. Нурмакова, 79

По всем вопросам обращайтесь vladislavsludskiy@gmail.com
 
8 Мая, 2015
Limited Liability Pavilion 1.0
Pop-Up выставка, приуроченная к открытию 56-й Венецианской биеннале

Площадь Сан-Марко, Венеция
8 Мая, 2015
Limited Liability Pavilion 1.0
Pop-Up выставка, приуроченная к открытию 56-й Венецианской биеннале

Площадь Сан-Марко, Венеция
Кураторы: Никита Кадан, Владислав Слудский

Художники:
Юлия Левицкая, R.E.P. Арыстанбек Шалбаев, Александр Угай и Виктор и Елена Воробьевы
Владислав Слудский
куратор
Независимому Казахстану 24 года, а это 12 поводов сделать на Венецианской Биеннале павильон. Страна принимает активное участие в интеграционных процессах в области спорта, политики и экономики, но, гораздо реже, культуры. В Казахстане нет ни музея, ни галерей современного искусства, отсутствует биеннале, нет арт-ярмарки и, в целом, инфраструктуры для создания, хранения и экспортирования актуальной культуры. Поэтому большинство казахстанских художников, работающих в жанре современного искусства, долгое время существуют в рамках тех систем, которые сами же себе и выстроили. Привычка «принадлежать себе», рассчитывать на себя и формировать не только себя, как художника, но и параллельно с этим выстраивать какие-то структуры, есть отличительная черта художественного мира постсоветских стран. После развала Советского Союза художники получили неограниченный ресурс информации и быстро нашли ориентиры развития, в то время как окружающие их институции еще только начинают трансформацию из социалистической модели в капиталистическую и пока часто не понимают, как это делается. Таким образом, художники стали современными, тогда как мир вокруг них - нет. В результате, они проживают свои жизни в уникальной среде, где после 70 лет постоянного присутствия «большого брата» и контролирующих органов они, одномоментно переместились в пространство частичной обособленности, где все решения принимаются ими самими.

В этом смысле, отсутствие постоянного павильона в Венеции одной из самых богатых и амбициозных стран Центрально-азиатского региона не вызывает сильного удивления, но кажется продолжением более обширных тенденций. По этой же причине, организации и люди продолжают интеграцию культуры через частные инициативы, и в данном случае, в форме квартирной выставки. Данная выставка является как бы инверсией институализированной и академической биеннале, где каждый художник, выставляемый в павильоне, невольно или сознательно становится глашатаем своего государства. Над нашей дверью не висит флаг и попытка этой выставки встроить себя в общую культурную ситуацию этой биеннале носит скорее индивидуальный, чем системный характер. Диалог, впрочем, существует даже в отсутствие платформы для диалога, а это значит, что нужно как можно скорее создать условия для его поддержания и продолжения.
Никита Кадан
куратор
С чего началась эта выставка? Реакция на стечение обстоятельств (одновременное присутствие инициаторов в Венеции в дни открытия биеннале), импровизация, придумка, всплывшая в досужем разговоре. Отсюда и выросла тематизация «частного дела», «ограниченной ответственности», безответственного, или, точнее, вне-ответственного. Форму этой выставке придали и ожидания, проецируемые местными художественными средами на художников и кураторов, «представляющих страну» на биеннале в Венеции, выставке-реликте национальных представительств в современном искусстве. В постсоветских странах ожидания эти особенно сильно окрашены фрустрацией, тревогой и требовательностью. В то же время культурные бюрократии постсоветских стран чаще всего не могут и не хотят обеспечивать те мощности, которые востребует машина художественного производства и показа неолиберальной эпохи. Результат: «фасадный» тип работы, сверхэксплуатация, превращение «представительства» в пустой чиновничий ритуал, безысходность упомянутых ожиданий, которые со временем начинают поедать сами себя.

В конце концов, выставка стала комментарием к совершенно конкретным институциональным сюжетам последнего времени: завершению истории Центральноазиатского павильона, который объединял художников именно региона, а не национального государства, и

отсутствию на нынешней биеннале не только национального павильона Казахстана, но и павильонов других центрально-азиатских стран.

Кружение по краю «пустого места» государственного представительства может как помочь описать, сделать видимым, контур этого места, так и стать самостоятельным частным занятием, не ищущим внешних целей.
Limited Liability Pavilion 1.0
Limited Liability Pavilion 1.0
Limited Liability Pavilion 1.0
Limited Liability Pavilion 1.0
Limited Liability Pavilion 1.0